Великая Ложа России Древний и Принятый Шотландский Обряд Достопочтенная Ложа Гармония № 1
манускрипт
×
Автор: Бр:. В. П.

Герметическая традиция в масонстве

Введение

Семнадцатый век в Европе - переломная эпоха, определяющей чертой которой было зарождение науки Нового времени. Ее становление сопровождается вытеснением на периферию европейской культуры других форм общественной жизни. Одним из таких явлений был герметизм, расцвет которого приходится на XVI век, а два столетия спустя герметизм рассматривался уже как мудрость древних и интерес к нему поддерживался лишь в маргинальных кругах, в том числе в тайных обществах.

Герметический свод (Corpus Hermeticus), включая самые известные трактаты "Поймандр" и "Акслепий", возник в во II-III вв. н.э. и отразил философские течения того времени - неоплатонизм и стоицизм в сочетании с восточными верованиями. Герметизм получил свое название по имени Гермеса Трисмегиста - легендарного древнеегипетского мага и мудреца. В Средние века с именем Гермеса Трисмегиста связывались алхимия, магия и другие оккультные науки. В эпоху Возрождения текстам Герметического свода приписывали глубокую древность (до Моисея), а Гермеса Трисмегиста считали египетским магом. И только в 1614 году Исаак Казобон показал, что герметические тексты были написаны не египетским жрецом, а автором христианской эпохи.

Греческий список Герметического свода впервые появился в Италии в 1460 году. Тогда же Фичино переводит и публикует эти тексты. (До конца XVI века "Поймандр" выдержал 16 изданий.) В следующие за этим десятилетия происходит церковная адаптация герметизма как древнего богословия, а спустя столетие Гермес Трисмегист приобрел поразительную христианскую ортодоксальность.

Недавно была издана на русском языке книга Френсис Йейтс "Джордано Бруно и герметическая традиция, написанная в 1964 году. Так же, как и в следующей работе, посвященной розенкрейцерам, Френсис Йейтс задается вопросом о происхождении масонства. В рамках данной темы вопрос звучит так: выступает ли масонство продолжателем герметической традиции, и могла ли деятельность Джордано Бруно иметь отношение к возникновению масонства? Не претендуя на однозначные ответы, можно однако постараться выявить связь между этими явлениями.

То, что масонство является продолжателем герметической традиции, вытекает из анализа идейных течений той эпохи. Тем более кажется знаменательным, что одновременно с с уходом герметизма на периферию европейской культуры возникает новое, казалось бы маргинальное сообщество, ориентированное как на сохранение некоторых средневековых традиций и эзотерического знания, так и провозглашение новых ценностей, определивших облик западного общества на много лет вперед.

1. Герметизм в европейской культуре XVII века

Марсилио Фичино (1433-1499), основатель платоновской Академии во Флоренции (с 1459 по 1521), переводчик Герметического свода, признавал только естественную магию. Пико делла Мирандола (1463-1494) дополнил естественную магию практической кабалой, т.е. кабалистической магией. Генрих Корнелий Агриппа Неттесгеймский (1486-1535) в трактате "О тайной философии", опубликованном в 1533 году, подразделяет эзотерические знания уже на три вида: естественную магию, небесную магию и обрядовую магию. Эти три раздела соответствуют делению философии на физику, математику и теологию.

Увлечение герметизмом в XVI веке было повсеместным и охватывало как ученых, так и королевских особ во Франции, Англии и других европейских странах. Герметизм получает также христианскую интерпретацию, и в виде благочестивого религиозного герметизма признается даже Римским папой. (Ср.: напольная мозаика в Сиенском соборе изображает Гермеса Трисмегиста.)

Рассуждения о божественности Солнца в герметических трактатах повлияли на формирование и признание гелиоцентризма. Коперник, а затем и Бруно, чтобы подкрепить гипотезу о движении Земли вокруг Солнца, ссылается на слова Гермеса Трисмегиста о центральном положении Солнца как видимого божества.

Самым ярким представителем герметизма в Европе был Джордано Бруно (1548-1600), который называл себя "профессором самой чистой и безвредной магии". Другой заметной фигурой среди магов был Томазо Кампанелла (1568-1639). В своих сочинениях оба мыслителя неоднократно обращаются к магии и герметизму: "Магия и благодать", "О математической магии", "О смысле вещей и магии", "Кабала пегасского коня" и другие. К образу мага обращались поэты и драматурги: Просперо у Шекспира - это образ благотворящего мага. Тема тайной мудрости отразилась в трактатах Джона Ди ("Иероглифическая монада"), Парацельса ("Магический архидокс") и других ученых того времени.

2. Герметизм и идейные течения XVII века

В начале XVII века появляются многочисленные проекты идеальных городов и государств, но источником этих идей был город Адоцентин из герметического трактата "Пикатрикс". В этом городе Гермес Трисмегист построил невидимый храм Солнца. У Кампанеллы явственно прослеживается связь города Солнца с небесным миром: город делится на семь кругов, а в алтаре храма Мудрости - глобус Земли и глобус звездного неба. В городе Солнца три соправителя - Мудрость, Мощь и Любовь. Кампанелла мечтал о том, чтобы с помощью научной магии регулировать небесные влияния на человеческую жизнь. Речь идет о союзе науки в виде естественной магии и религии в виде божественной магии.

Но и сама христианская теология, впитавшая философию Платона и Аристотеля, легко приняла идеи единства естественного и божественного миров, микро- и макрокосмоса. Теперь уже уравнены в правах два подхода - толковать Священное Писание и читать Книгу Природы. Герметизм, как и алхимия, исходит из одушевленности природы, поэтому естественная магия - низшая ступень божественной магии. Кабала давала возможность обращаться к небесам, поскольку устанавливала связь между звездами и ангелами. Таким образом, к началу XVII века герметизм уже был адаптирован в христианскую культуру как древнеегипетская мудрость, предшествующая Библии.

Однако в 1614 году Исаак Казобон в результате сравнительного анализа текстов обнаружил, что в герметических трактатах явственно прослеживается влияние Библии, т.е. они были написаны в христианскую эпоху. Это открытие, как ни странно, привело к вытеснению герметических идей из церкви, отставив в сторону попытки построения естественной теологии на базе герметизма. С другой стороны, возникающая наука возвела свое здание на механико-математическом фундаменте, не приняв герметическую картину мира.

Тем не менее, идеи герметизма даже в эту эпоху продолжают жить среди алхимиков (коим был даже Ньютон), в трудах Роберта Флада, в кружках розенкрейцеров. Однако то, что раньше было господствующим мировоззрением, теперь становится занятием тайных обществ. На примере розенкрейцеров и масонов просматривается характерная для XVII века тенденция к уходу герметизма в подполья европейской культуры.

Какое же влияние герметизм оказал на европейскую культуру? Магии мы обязаны исторически первым идеалом активного отношения к природе и человеку. Магия казалась тогда вполне эффективной преобразующей силой как в сфере природных явлений, так и в божественном мире, принимая в последнем случае форму теургии - прямого воздействия на ангелов и верховного Бога. Мудрец, имеющий власть над звездами, маг, который формирует стихии, - вот совершенное единство мышления и бытия, земного и небесного.

3. Герметическая традиция в масонстве

В XVII веке пути герметизма и науки, герметизма и церкви расходятся. Герметическую традицию сохраняют вначале розенкрейцеры, а потом масоны. Если в первом случае такое влияние не вызывает сомнений, то для масонства, которое формировалось уже в друго интеллектуальной атмосфере, эта связь уже не столь очевидна.

Первое, на что обратила внимание Френсис Йейтс, - это общность идеалов, которых придерживался Джордано Бруно, и принципов, которые лежат в основе деятельности масонов.

У Джордано Бруно:
1) религиозная терпимость;
2) привязанность к средневековому прошлому;
3) идеи служения ближним;
4) приверженность символике египтян.

В масонстве:
1) признание всех вероисповеданий;
2) происхождение от средневековых каменщиков;
3) идеи братства и филантропия;
4) древние символы и обряды.

Для Бруно безусловный авторитет - это Гермес Трисмегист, египетский мудрец; для масонов сакральный архетип - Хирам, строитель Соломонова храма. По-видимому, такие аналогии и совпадения имеют под собой какую-то основу. Во-первых, основатели первых масонских лож могли взять за образец те кружки джорданистов, которые Бруно основывал по всей Европе. Во-вторых, сам Герметический свод послужил образцом для некоторых масонских ритуалов. Например, трактат "Поймандр" описывает такой же обряд посвящения, который потом стал использоваться в масонском ритуале.

Вот некоторые выдержки из этого трактата. Гермес Трисмегист описывает свое видение: "Мне почудилось, будто огромное существо по имени звало меня и говорило: "Что хочешь ты услышать или увидеть, чему хочешь ты научиться и что узнать?" И я сказал: "Хочу быть сведущим в вещах, постигнуть их природу и познать Бога." Затем тьма и видения четырех стихий; из них рождается Дух-Слово (Логос) и Свет. И сказал мне Поймандр: "Постигни же Свет и познай его <...> Лучезарное Слово, исходящее из него - сын Бога."

В поисках мудрости масоны, следуя герметической традиции, обращались не только к Средним векам, но и к глубокой древности. Наиболее почитаемыми древними мудрецами были тот же Гермес Трисмегист, халдеи, кабалисты, персидские маги, царь Соломон, орфики, Пифагор и др. То же самое можно сказать и об использовании древних символов. Об этом говорит насыщенность литературы XVI-XVII веков различными схемами, описывающими устройство космоса, символическими картинками и эмблемами. Например, для Бруно циркуль был не инструментом, а иероглифом. Символическое мышление, столь характерное для описываемых двух столетий, сохраняется в дальнейшем в виде знаков и эмблем, раскрывающих смысл этического поведения человека и его пути к совершенству.

Интерес вольных каменщиков к герметическим сочинениям можно показать на примере российских масонов. В конце XVIII века переводились и издавались такие произведения:
Гермес Трисмегист "Поймандр";
Раймонд Луллий (1235-1315) "Великая и правдивая наука кабалистическая";
Генрих Курат (1560-1650) "Амфитеатр вечной мудрости";
Роберт Фладд (1574-1637) "История микро- и макрокосмоса";
Авраам Франкенберг (1593-1652) "Евангелическая магия";
Вильгельм Дергам (1657-1715) "Естественное Богословие";
Георг Веллинг (1652-1727) "Сочинения магокабалистические и теософические".

Позже, в ХХ веке среди зодческих работ в эмигрантских ложах можно упомянуть следующие: Гермес Трисмегист и герметическая философия (М.В.Гардер); Герметизм: происхождение алхимии; Учение о душе в герметизме; Кабала и масонство; Духовная алхимия и масонство; Откровение в герметическом видении; Христианский герметизм в Древнем и Принятом Шотландском Уставе.

Литература

1. Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М.: Канон, 1999. - 864 с.
2. Йейтс Ф.А. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейа; Энигма, 1999. - 496 с.
3. Йейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: НЛО, 2000. - 528 с.
4. Мид Дж.Р.С. Трижды Величайший Гермес. М.: Алетейа, 2000. - 288 с.
5. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев: Ирис; М.: Алетейа, 1998. - 625 с.
6. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М.: Наука, 1997. - 265 с.
7. Серков А.И. История русского масонства после Второй мировой войны.СПб.:Изд.им.Н.И.Новикова,1999.-447 с.
8. Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб.: Изд. им. Н.И.Новикова, 1999. - 570 с.

© Достопочтенная Ложа «Гармония» № 1 | Великая Ложа России, 2009 – 6017